+7 347 250-27-71
Профилактика буллинга в школьной среде
Травля детей сверстниками («буллинг») является актуальной и весьма распространенной проблемой в современной школе. Буллинг порождает многочисленные деструктивные явления и последствия: увеличивает риск суицидальных и аутоагрессивных тенденций среди подростков, приводит к усилению агрессии и насилия в их среде, снижению успеваемости, эмоциональным проблемам – повышению риска тревожного и депрессивного расстройств.
Буллинг затрагивает различные сферы человеческой, и в частности школьной жизни: чувство безопасности у школьников и учителей, физическое и психологическое здоровье, качество и эффективность деятельности, культуру школьной жизни. В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание.
ВИДЫ БУЛЛИНГА
Травля/Буллинг (от англ. Bulling) – это особый вид насилия, проявляющийся в виде агрессивного преследования одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива (или его части), отличающийся систематичностью и регулярностью. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении.
Важной особенностью буллинга является вовлеченность всех участников коллектива. Даже если они не активные его участники (агрессор, жертва), они выступают в качестве наблюдателей и не в меньшей степени несут ответственность за происходящее.
Буллинг может быть прямым и косвенным (скрытым).
Прямая травля происходит, в основном, в младшей школе, а косвенная наиболее распространена в средней и старшей школе.
Прямой буллинг проявляется в виде:
— физической агрессии (удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, щипание, запугивания, обзывательства, жестокие шутки, притеснения через социальный статус, религию, расу, прикосновения сексуального характера);
— вербального (словестного) буллинга (издевательства или запугивания с помощью жестоких слов: постоянные оскорбления, угрозы и неуважительные комментарии о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, инвалидности и т.д.);
— социального буллинга/ изоляции (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом).
Формами прямого буллинга также являются обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении), вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть), повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы).
Гораздо сложнее выявить проявление косвенного буллинга, который включает в себя такое поведение, как намеренное распространение слухов и негативной информации о жертве. Если прямое насилие можно объективно наблюдать, то косвенная агрессия распознается на этапе, когда жертва испытывает на себе серьезные психологические последствия травли или обращается за помощью к третьему лицу. Скрытый буллинг в виде бойкота, исключения из отношений более характерен для девочек.
С распространением интернет-технологий и массовой мобильной связи увеличилась виртуальная активность детей в социальных сетях. Так появился новый вид буллинга с использованием современных технологий общения – кибербуллинг – совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека через унижение с помощью мобильных телефонов, сети Интернет и иных электронных устройств.
Практически любой ребенок может стать жертвой буллинга. Например, ребенок, который по каким-то причинам поменял школу/класс, или ребенок, отличающийся по любым признакам от других детей (внешность, хорошая успеваемость, социально-экономическое положение и т.д.). Однако чаще всего насмешкам и издевательствам со стороны сверстников подвержены дети со слабой социализацией, низким эмоциональным интеллектом или находящиеся в конфликте с окружающим (внешним) миром. Такие дети не знают, как подавать себя в обществе и какой реакции от них ждут люди, а иногда они даже не осознают, что над ними смеются, так как не всегда способны отличить обычную шутку от злой.
Буллинг не проходит бесследно для каждого из его участников, даже если он пассивный наблюдатель, и оказывает влияние на эмоциональное и социальное развитие детей и подростков, формирует специфику школьной социализации (адаптации детей к социуму), может иметь тяжелые психологические последствия, прежде всего, для активных его участников.
Безусловно, вся тяжесть последствий в первую очередь ложится на ребенка, который оказался в роли жертвы. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли, по статистике, они чаще совершают попытки суицида.
У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины, развивается высокий риск попасть в криминальные группировки.
Недоброжелательная обстановка, разобщенность между детьми, снижение мотивации к учебе, недоверие к взрослым – это основные последствия травли для детского коллектива.
Профилактика и предотвращение буллинга.
Общие компоненты программы.
1. Информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме буллинга, его механизмах и последствиях.
2. Единые для школы правила в отношении буллинга и скоординированные мероприятия по профилактике и преодолению.
3. Обучение учителей.
4. Групповые занятия с детьми.
5. Оказание помощи жертвам буллинга.
6. Взаимодействие с родителями.
7. Обычно любая программа включает в себя как превентивные меры, так и вмешательство/меры по разрешению существующих проблем.
8. Любая программа включает в себя меры и мероприятия на трех уровнях: школы, класса и индивидуальном.
ТРАВЛЯ В ШКОЛЕ, КУДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ?
1 Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122.
2 Федеральный научно-методический центр в области психологии и педагогики толерантности www.tolerancecenter.ru, tc@tolerancecenter.ru. Групповая работа с классными коллективами, повышение квалификации классных руководителей в области профилактики травли.
3 Антибуллинговая информационно-коммуникационная страница Центра толерантности для педагогов. каждыйважен.рф Методическая и экспертная поддержка педагогов
4 Травли. net — антибуллинговая программа АНО «БО «Журавлик» травлинет.рф, info@zhuravlik.org Антибуллинговые материалы для детей, родителей и педагогов. Тренинги для педагогов, занятия для детей, антибуллинговый манифест для школ.
5 Защитите детей в интернете. Специальный проект Mail.Ru Group https://safe.mail.ru Информационный ресурс по кибербезопасности для родителей.
6 Некоммерческое партнерство содействия развитию детей и подростков «Перекресток плюс» https://perekrestok.info/ Психологическое консультирование подростков и родителей, психологические группы для подростков, родительские группы, программы психологического сопровождения школ, тренинги, обучающие программы по работе с подростками для специалистов.
7 «Страна троллей или нет?» — специальный проект Некоммерческое партнерство содействия развитию детей и подростков «Перекресток плюс» https://perekrestok.info/project/cyber/ Онлайн-консультации и онлайн-психологические группы для подростков и родителей.
8 Линия помощи «Дети онлайн» Фонда развития Интернет 8-800-25-000-15 helpline@detionline.com Консультации психологов в ситуации кибербуллинга.
9 «Только не я» проект для подростков, столкнувшимся с опытом травли — специальный проект Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля tolko_neya@goslitmuz.ru Книжный клуб для подростков, родительский клуб.
10 Проект «Просто о важном» https://prostoovazhnom.ru/proekt Антибуллинговые анимационные фильмы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 26» объявляет набор детей для занятий в «ШКОЛЕ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА».
Занятия будут проводиться с октября месяца, по субботам.
Подробная информация и запись по телефону: 8(917)80-43-552. Звонить с 14.00 до 17.00
Управление образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан информирует о том, что, в течение 2018-2019 учебного года работает телефон «горячей линии» в будние дни с 9.00 до 18.00 ч. (перерыв на обед с 13.00 до 14.00).
Задать интересующий вас вопрос возможно следующими способами: по электронной почте guno@ufacity.info, по телефонам «горячей линии»: 8 (347) 279-03-79, 8 (347) 248-82-46
Мустафина Рашида Адигамовна,начальник отдела образования по гуманитарным вопросам и образованию Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Начальник Управления Хаффазова Елена Робертовна
Телефон/факс: 248-82-46, 279-03-79
Приемный день: понедельник
с 10.00 до 12.00 часов (запись по телефону)
с 17.00 до 18.00 часов (прием)
Телефон по вопросам организации питания в образовательных организациях: 8 (347) 248-81-33
Телефон по вопросам дошкольного образования: 8 (347) 279-03-73
Телефон по вопросам общего образования: 8 (347) 279-03-72
Телефон по вопросам национального образования: 8 (347) 248-79-40
Телефон по вопросам дополнительного образования: 8 (347) 248-79-46 Телефон по вопросам летнего отдыха и оздоровления детей 8 (347) 248-79-16
Вопросы по обеспечению учебниками просим направлять на электронный адрес: orgpednimc@mail.ru 8 (347) 248-57-38 О порядке обеспечения учебными пособиями, в том числе рабочими тетрадями, используемыми в образовательном процессе Приказ № 38 от 26.01.2016 О внесении изменений в ФПУ
Вопросы по очистке кровель зданий и закрепленных территорий образовательных учреждений от снега, наледи, просим направлять на электронный адрес: to207@yandex.8 от 26.01.2016 О внесении изменений в ФПУ53 от 31 марта 2014 года "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при рзции имеющих государственную акк электронной почте, по факсу принимаются круглосуточно. По телефону – с 9-00 до 17-00 по местному вй день начальника Увления обз министрации ГО г. Уфа РБ: понедельник
с 10.00 до 12.00 часов (запись по телефону)
с 17.00 до 18.00 часов (прием)
Вопросы по очистке кровель зданий и закрепленных территорий образовательных учреждений от снега, наледи, просим направлять на электронный адрес: to207@yandex.ru
Телефоны отделений прокуратуры по г. Уфе:
прокуратура Советского района 223-36-89
Отдел образования управления по гуманитарным вопросам и образованию Администрации Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Исхакова Людмила Николаевна, главный специалист отдела образования Советского района ГО г.Уфа РБ, т. 251-34-24.
Курируемые вопросы:
- реализация выполнения образовательных стандартов в образовательных учреждениях;
- государственная аккредитация, лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений;
- организация и проведение Единого государственного экзамена ;
- ведение учета детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Является куратором общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования
Улямаева Лариса Фатхулловна, главный специалист отдела образования Советского района ГО г.Уфа РБ, т. 251-11-19.
Курируемые вопросы:
- реализация выполнения образовательных стандартов в дошкольных образовательных организациях;
- организация питания, соблюдение в дошкольных образовательных организациях норм и правил СанПин;
- аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных организациях;
Является куратором дошкольных образовательных учреждений.
Хакимова Лилия Халирахмановна, ведущий специалист отдела образования Советского района ГО г.Уфа РБ, т.251-31-15.
Курируемые вопросы:
- трудоустройство и прием молодых специалистов в ОУ;
- создание резерва для выдвижения на руководящие должности учреждений образования;
- исполнение социально-правовых запросов граждан;
- ведение учета награжденных педагогических работников.
В Министерстве образования РБ работает «горячая линия» по вопросам подготовки и проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования. Телефоны горячей линии:
8-347-218-03-26, 8-347-218-03-27, 8-347-218-03-70
Режим работы горячей линии:
Вторник - четверг: 9.00-13.00, 14.00-18.00
Пятница: 10.00-12.00, 14.00-16.00
Телефон "горячей линии" по ГИА-9: 8-347-248-79-14 - отдел общего и дополнительного образования Управления образования Администрации ГО г. Уфа РБ
Телефон «горячей линии» по ЕГЭ - (347) 279-03-72, 248-79-14- отдел общего и дополнительного образования Управления образования Администрации городского округа город Уфа РБ.
(347) 272-08-55, 218-03-81- МОРБ (в будние дни с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00)
Дорогие ребята и уважаемые родители!
В нашем Центре образования открываются группы авиамоделирования и электронной робототехники при УГАТУ.
Ребят познакомят с азами электроники и механики, ротототехники, основам авиамоделирования;
научат конструировать, работать с инструментом (от кусачек до лобзика) и
современным оборудованием (токарный станок, 3D принтер, осциллограф),
паять, разбираться в схемах, программировать;
Занятия проводятся 2 раза в неделю (по 2 часа) в УГАТУ и Центре образования № 26.
По окончании обучения выдается свидетельство об обучении от УГАТУ.
Заявки на обучение принимаются классными руководителями