Уважаемые родители и учащиеся! В МАОУ "Центр образования № 26" организованы группы дополнительных, образовательных, платных занятий по всем предметам. Вы можете выбрать любой необходимый вам предмет и заниматься дополнительно в группе с преподавателем. Справки по телефону 8 (347) 250-27-71. Приглашаем на работу воспитателей, обращаться к заместителю директора по УВР Гайнатуллиной Татьяне Александровне по телефону 250-30-59. Социально-психологическая служба МАОУ «Центр образования № 26» оказывает помощь в консультировании учащихся, родителей выпускных классов в подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ.
Главная
Профилактика буллинга

Профилактика буллинга

Профилактика буллинга в школьной среде

Травля детей сверстниками («буллинг») является актуальной и весьма распространенной проблемой в современной школе. Буллинг порождает многочисленные деструктивные явления и последствия: увеличивает риск суицидальных и аутоагрессивных тенденций среди подростков, приводит к усилению агрессии и насилия в их среде, снижению успеваемости, эмоциональным проблемам – повышению риска тревожного и депрессивного расстройств.

Буллинг затрагивает различные сферы человеческой, и в частности школьной жизни: чувство безопасности у школьников и учителей, физическое и психологическое здоровье, качество и эффективность деятельности, культуру школьной жизни. В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание.

ВИДЫ БУЛЛИНГА

Травля/Буллинг (от англ. Bulling) – это особый вид насилия, проявляющийся в виде агрессивного преследования одного из членов коллектива со стороны остальных членов коллектива (или его части), отличающийся систематичностью и регулярностью. Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении.

Важной особенностью буллинга является вовлеченность всех участников коллектива. Даже если они не активные его участники (агрессор, жертва), они выступают в качестве наблюдателей и не в меньшей степени несут ответственность за происходящее.

Буллинг может быть прямым и косвенным (скрытым).

Прямая травля происходит, в основном, в младшей школе, а косвенная наиболее распространена в средней и старшей школе.

Прямой буллинг проявляется в виде:

— физической агрессии (удары, пинки, побои, нанесение иных телесных повреждений, щипание, запугивания, обзывательства, жестокие шутки, притеснения через социальный статус, религию, расу, прикосновения сексуального характера);

— вербального (словестного) буллинга (издевательства или запугивания с помощью жестоких слов: постоянные оскорбления, угрозы                                    и неуважительные комментарии о внешнем виде, религии, этнической принадлежности, инвалидности и т.д.);

— социального буллинга/ изоляции (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом).

Формами прямого буллинга также являются обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении), вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть), повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы).

Гораздо сложнее выявить проявление косвенного буллинга, который включает в себя такое поведение, как намеренное распространение слухов и негативной информации о жертве. Если прямое насилие можно объективно наблюдать, то косвенная агрессия распознается на этапе, когда жертва испытывает на себе серьезные психологические последствия травли или обращается за помощью к третьему лицу. Скрытый буллинг в виде бойкота, исключения из отношений более характерен для девочек.

С распространением интернет-технологий и массовой мобильной связи увеличилась виртуальная активность детей в социальных сетях. Так появился новый вид буллинга с использованием современных технологий общения – кибербуллинг – совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека через унижение с помощью мобильных телефонов, сети Интернет и иных электронных устройств.

Практически любой ребенок может стать жертвой буллинга. Например, ребенок, который по каким-то причинам поменял школу/класс, или ребенок, отличающийся по любым признакам от других детей (внешность, хорошая успеваемость, социально-экономическое положение и т.д.). Однако чаще всего насмешкам и издевательствам со стороны сверстников подвержены дети со слабой социализацией, низким эмоциональным интеллектом или находящиеся в конфликте с окружающим (внешним) миром. Такие дети не знают, как подавать себя в обществе и какой реакции от них ждут люди, а иногда они даже не осознают, что над ними смеются, так как не всегда способны отличить обычную шутку от злой.

Буллинг не проходит бесследно для каждого из его участников, даже если он пассивный наблюдатель, и оказывает влияние на эмоциональное и социальное развитие детей и подростков, формирует специфику школьной социализации (адаптации детей к социуму), может иметь тяжелые психологические последствия, прежде всего, для активных его участников.

Безусловно, вся тяжесть последствий в первую очередь ложится на ребенка, который оказался в роли жертвы. Жертвы буллинга испытывают сложности со здоровьем и успеваемостью, в три раза чаще сверстников имеют симптомы тревожно-депрессивных расстройств, апатию, головные боли, по статистике, они чаще совершают попытки суицида.

У школьных «агрессоров» буллинга во взрослом возрасте может возникать чувство вины, развивается высокий риск попасть в криминальные группировки.

Недоброжелательная обстановка, разобщенность между детьми, снижение мотивации к учебе, недоверие к взрослым – это основные последствия травли для детского коллектива.

Профилактика и предотвращение буллинга.

Общие компоненты программы.

1. Информирование учителей, сотрудников школы, детей и родителей о проблеме буллинга, его механизмах и последствиях.

2. Единые для школы правила в отношении буллинга и скоординированные мероприятия по профилактике и преодолению.

3. Обучение учителей.

4. Групповые занятия с детьми.

5. Оказание помощи жертвам буллинга.

6. Взаимодействие с родителями.

7. Обычно любая программа включает в себя как превентивные меры, так и вмешательство/меры по разрешению существующих проблем.

8. Любая программа включает в себя меры и мероприятия на трех уровнях: школы, класса и индивидуальном.

ТРАВЛЯ В ШКОЛЕ, КУДА МОЖНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ?

1    Единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей 8-800-2000-122.

2   Федеральный научно-методический центр в области психологии и педагогики толерантности www.tolerancecenter.ru, tc@tolerancecenter.ru. Групповая работа с классными коллективами, повышение квалификации классных руководителей в области профилактики травли.

3   Антибуллинговая информационно-коммуникационная страница Центра толерантности для педагогов. каждыйважен.рф  Методическая и экспертная поддержка педагогов

4   Травли. net — антибуллинговая программа АНО «БО «Журавлик» травлинет.рф, info@zhuravlik.org Антибуллинговые материалы для детей, родителей и педагогов. Тренинги для педагогов, занятия для детей, антибуллинговый манифест для школ.

5   Защитите детей в интернете. Специальный проект Mail.Ru Group https://safe.mail.ru Информационный ресурс по кибербезопасности для родителей.

6   Некоммерческое партнерство содействия развитию детей и подростков «Перекресток плюс» https://perekrestok.info/ Психологическое консультирование подростков и родителей, психологические группы для подростков, родительские группы, программы психологического сопровождения школ, тренинги, обучающие программы по работе с подростками для специалистов.

7   «Страна троллей или нет?» — специальный проект Некоммерческое партнерство содействия развитию детей и подростков «Перекресток плюс» https://perekrestok.info/project/cyber/ Онлайн-консультации и онлайн-психологические группы для подростков и родителей.

8   Линия помощи «Дети онлайн» Фонда развития Интернет 8-800-25-000-15 helpline@detionline.com Консультации психологов в ситуации кибербуллинга.

9   «Только не я» проект для подростков, столкнувшимся с опытом травли — специальный проект Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля tolko_neya@goslitmuz.ru Книжный клуб для подростков, родительский клуб.

10 Проект «Просто о важном» https://prostoovazhnom.ru/proekt Антибуллинговые анимационные фильмы.